Музыкант Андрей Макаревич жестко прошелся по критикам скульптуры швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», установленной в августе 2021 года на Болотной площади в Москве.
Макаревич написал пост на своей странице в Фейсбуке, под которым развернулась дискуссия.
«Удивительно, сколько вони поднялось по поводу этой скульптуры. Я и раньше особых иллюзий насчёт массового вкуса наших жителей не питал. Но уровень безграмотной агрессии зашкаливает. К сожалению, если в голове у человека одно говно, то других ассоциаций эта голова родить не может», — написал музыкант.
13 августа 2021 года юморист Максим Галкин на своей странице в Инстаграме опубликовал видео, где раскритиковал скульптуру Фишера.
«Я посмотрел на эту скульптуру. 12-метровая скульптура, да простит меня Урс Фишер и фонд, который это ставит, я так понимаю, это не за деньги налогоплательщиков, это частные инвестиции в развитие современного искусства, но это не отменяет того, что это просто выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма», — заявил Галкин.
Позже, 18 августа Галкин отреагировал также на выпад про «говно в голове».
«Кто-то сказал из этих экспертов, по-моему, тот же товарищ, что если я вижу говно, то говно у меня в голове. Не всегда так бывает, иногда оно в реальности, поэтому тут я бы поспорил», — заявил он.
В комментарии к Макаревичу пришел подписчик Евгений Мамонтов.
«Сударь, при всем уважении к Вашим песням, здесь я скорее присоединюсь к вони. И к массовому вкусу. Вот почему-то древнегреческие скульптуры — мне, как обывателю, понятны. И Микеланджело — понятен. А банан со скотчем на стене — выше моего мещанского понимания, и куча глины — тоже. Как там в песенке Джельсамино: Одиннадцать ног и четыре хвоста, Какое-то чудище смотрит с холста, Весь день у холста не кончается спор, Лошадка похожа на рыжий забор. Засим остаюсь Вашим, милостивый государь, верным слушателем. Е.М», — написал он.
На это Макаревич ему ответил:
«Со времен древней Греции и Рима прошло почти 2000 лет. И никто эти эталоны не отменяет. Просто потом появились и импрессионисты, и абстракционмсты и еще много направлений. И в конце концов были признаны человечеством как равноправное искусство. А подделки под древний Рим очень Гитлер ценил. И Сталин».
«Извечный вопрос — искусство только для твоего уровня понимания (при том что у основной массы людей в мире он не сильно высок) или для того, чтобы помочь тебе свой уровень поднять? В первом случае мир заполняется пошлым ширпотребом, на самом деле к искусству не имеющим никакого отношения (я сейчас не о Микеланджело — он умер семьсот лет назад. Я о том, что делается сегодня.). Во втором обыватели (как вы верно выразились) принимаются учить художника, как ему делать искусство», — добавил Макаревич в комментариях 29 августа.
В дискуссии также поучаствовала жена Андрея Макареевича Эйнат Кляйн.
«Такое ощущение, что большинство москвичей испытывают адские проблемы с перистальтикой или все ещё не вышли из возраста анальной фиксации», — написала она в комментариях к посту мужа.
Скульптура Фишера — это алюминиевая 12-метровая копия комка глины, который он однажды смял в руке.
Ее установили 16 августа 2021 года напротив дома культуры ГЭС-2 в Москве.